» » » Дидактические игры с экологическим содержанием.

 

Название игры

Цель игры

Правила игры

«Кто где живёт»

Закрепить знание мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых.

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей -с изображением мест обитания различных животных (берлога, нора, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает, прыгает»

Закрепить знание способов передвижения живых объектов.

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают прыгать на месте; при слове «карась» -имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полет птицы.

«Цепочка»

Закреплять умение подбирать признаки к объектам живой и неживой природы.

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта так, чтобы не повториться. Например: «белка» - животное, дикое, рыжее, пушистое, живёт в лесу, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«У меня в огороде»

Закреплять знания детей об овощах.

Дети называют овощи, которые растут на грядке (лук, помидор, баклажан, морковь и т.д.)

Возможен и другой вариант игры: у детей картинки, на которых изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей.   Ребёнок должен обосновать , что эти объекты делают у него на огороде. Например: воробей - клюёт гусениц с капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться .

«Выбери нужное»

Учить подбирать предметы к различным свойствам

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое -либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, огурца, кузнечика, крокодила и т.д. Или: «влажный» - картинки с изображением воды, росы, инея, дождя, тумана.

«Две корзины»

Учить детей различать овощи и фрукты и их признаки

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости-мягкости, вкусу и даже запаху.

«Береги природу»

Учить детей понимать то, что в природе всё взаимосвязано.

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, а дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.

«Что будет, если... ?»

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много детей? Что будет, если в выходной день одна семья привезёт из леса охапку подснежников?   Две семьи? Все семьи большого города?    Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины?   Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность?   Группа туристов?    Все отдыхающие в лесу?    Аналогично -о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде.

«Птицы, рыбы, звери»

Закреплять знания детей названий зверей, рыб, птиц.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «синица», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повторяясь. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Я знаю...»

Учить подбирать слова к обобщающим словам.

Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -звери, ( птицы, рыбы, растения, деревья, цветы, грибы, ягоды).Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» перечисляет :лось, медведь, лиса, барсук, заяц и возвращает мяч воспитателю. Второму ребенку воспитатель бросает и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит мяч и называет 5 птиц. Третий ребёнок - растения и т.д.

«Растения леса, сада, огорода»

Учить подбирать слова к обобщающим словам.

Проводится аналогично игре «Я знаю...»

 

«Воздух, земля, вода»

Учить детей различать среду обитания животных, птиц, рыб

Воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Или: воспитатель бросает мяч и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля».

«Пищевые цепочки на лугу»

Закрепить знания детей о пищевых цепочках на лугу.

Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга.

Дети раскладывают, кто чем и кем питается.

Растения - гусеница - птица

Злаковые травы - грызуны - змея

Злаковые травы - мышь - хищная птица

Трава - кузнечик - птица

Насекомые и их личинки - крот -хищная птица

Растения - тля -божья коровка -птица

Травы (клевер) — шмели — мыши — сова

«Пищевые цепочки водоема»

Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.

Воспитатель предлагает детям силуэты обитателей водоема и просит детей выложить , кто кому необходим для питания.

Комар - лягушка -цапля Червяк - рыба - чайка Водоросли - улитка - рак Ряска - малек - хищная рыба.

«Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

Воспитатель раздает карточки с изображением растений

и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.

Растения - гусеница - птица Злаковые растения - мышь - сова Растения - заяц - лиса Насекомые - еж Грибы - белка-куница Молодые побеги - лось - медведь.

«С чем нельзя ходить в лес?»

Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Воспитатель выкладывает на стол предметы или картинки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

«Где что зреет»

Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве.

У одних детей - картинки, изображающие овощи и фрукты, у других - корзинки. Дети - корзинки должны в обе руки набрать плоды, которые растут в одном месте (овощи - с огорода, фрукты - из сада). Можно добавить растения леса, поля.   Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса много выносить не разрешается. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал, загадать загадку.

«Расположи планеты правильно»

Знакомить детей с названиями планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон.

Выбирается ребёнок «Солнце», на него надевается пояс с пришитыми лучиками - лентами разной длины. Их девять. У девяти детей шапочки с изображением планет. На конце каждой ленты - цифры от1 до 9.

У каждой планеты свой собственный путь, Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По - разному все они Солнцем согреты.

1 .На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья.

- Какая у нас самая жаркая планета?    Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).

Ребёнок - « Меркурий» берется за ленточку № 1. 2.А эту планету страшный холод сковал Теплом её солнечный луч не достал.

- Что это за планета? ( Плутон, он находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет).

Ребенок - «Плутон» берется за самую длинную ленточку № 9.

3. А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета...(все: Земля).

- На каком месте находится наша планета Земля от солнца? (На 3-м). Ребенок - «Земля» берется за ленточку № 3.

4.К планете Земля две планеты близки

Дружок, имена их скорей назови. ( Венера и Марс). Дети в шапочках «Венера» и «Марс» берутся за ленточки № 2 и № 4.

5.А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.

- Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 5) Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки

№ 5.

б.Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн) Ребёнок - «Сатурн» занимает орбиту № 6.

7. А эта планета зелёного цвета? (Уран). Ребёнок в соответствующей шапочке занимают орбиту № 7. 8. Царь морской названье той планете дал,

Он именем своим её назвал. (Нептун). Ребенок в шапочке «Нептун» занимает орбиту № 8.

Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца». Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определён, Но только на Земле мир жизнью заселён

Пластическая игра "Танец бабочек".

 

Закрепить знание способов передвижения живых объектов.

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

"Журавли-журавли".

Закрепить знание способов передвижения живых объектов.

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова

«Звездный зоопарк»

познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц).

Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

«Рассели животных по Земле»

познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

  1. Выбрать себе какой-то один материк.
  2. Отобрать животных, которые там живут.
  3. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
  4. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.

«Исправь ошибку»

Закрепить знания о месте проживания животных ., как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

 

«Кто поможет малышу?»

уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания

Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области

«Что было бы, если из леса исчезли…»

 

Закрепить знания о взаимосвязи всего живого в лесу.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

 

Развивать внимание, память . закрепить знания о цветах.

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Угадай, что в руке?»

 

Закрепить знания об овощах и фруктах, умение на ощупь определять какой фрукт или овощ находится в руках у ребенка.

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов.  Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

 

закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Закрепить знания об овощах и фруктах, развивать умение детей выполнять задания на определение количества слогов в слове, назывании овощей и фруктов с определенными звуками.

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему  горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

 

Закрепить знания детей о цвете фрукта .

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

 

Закрепить знания детей о форме и вкусе фруктов .

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

 

Закрепить знания детей о том , какие овощи растут в земле и какие на земле.

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

развивать умение детей анализировать, закреплять названия лекарственных  растений,  месте их произрастания , времени сбора ,расширять словарный запас.

 

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг), время сбора растений. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

 

развивать умение детей анализировать, задавать вопросы, расширять словарный запас

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

 

развивать умение детей анализировать, закреплять знания о различных состояниях воды, временах года.

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Чудесный мешочек»

уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания , закрепить знания о том, чем питаются животные.

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Назовите растение»

 

развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

 

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

 

развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы

«Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать

«Четвёртый лишний»

 

развивать умение детей анализировать, логически мыслить , расширять словарный запас.

 

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

 

Игра в слова

 

развивать умение детей анализировать, логически мыслить , расширять словарный запас.

 

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

развивать умение детей анализировать, логически мыслить , расширять словарный запас

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Угадай растение»

развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

 

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

«Похожи – не похожи»

 

развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

 

 

 

.

 

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.