ОД для средней группы

по формированию элементарных математических представлений.

Программные задачи: Учить называть числительные от 1 до 3; упражнять в счете в пределах трех, отвечать на вопросы: который? какой?; упражнять в ориентировке в пространстве; закрепить название геометрических фигур; развивать умение определять на ощупь количество предметов; развитие тактильных ощущений; учить составлять предмет из трех фигур; закреплять временные представления о частях суток; продолжать учить решать логические задачи; учить располагать предметы по величине в возрастающем порядке;

Оборудование: письмо, карточки с цифрами и с кружками, муляжи овощей, пластиковые  геометрические фигуры (можно картонные), три мешочки одного цвета с кубиками внутри, плоскостной раздаточный материал: ракеты, космонавты, наборные полоски.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

-Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?».

Спим мы ночью, а зарядку делаем? Когда?..Утром.

Ужинаем вечером, а обедаем…? Днем.

Утром делаем зарядку, возвращаемся с детского сада…? Вечером.

 Днем играем, а спим…? Ночью.

Вдруг стук в дверь, почтальон принес необычное письмо от космонавтов. Воспитатель читает письмо.

«Чтобы космонавтами стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом,

Вы заметьте-ка,

Космонавтам помогает

Математика!»

-Ребята, вы хотите стать космонавтами, побывать на разных планетах? Например, на планете «Всезнайка»! Тогда вам необходимо пройти подготовку, выполнить задания, которые нам прислали космонавты. Вы готовы?

Сейчас мы с вами познакомимся с жителями  планеты «Всезнайка».

(Воспитатель показывает цифры 1,2,3 называя их и вешает на магнитную доску)

Цифра 1: -Я один, единица, очень токая как спица. С длинным клювом как у птицы.

-Ребята, а сейчас каждый попробует нарисовать пальчиком на своей ладошки эту цифру. (затем 2 и 3)

Цифра 2: -А я цифра два-полюбуйся, какова! С полукруглой головой, волочится хвост за мной.

Цифра 3: -Я тройка, третий из значков, состою из двух крючков.

Логические задачки.

Ребята давайте попробуем решить с вами задачки, будьте внимательными: «Сколько у мышки хвостиков?», «А сколько всего хвостиков у двух мышек?», «Сколько крылышек у воробья.

«Сколько огоньков у светофора? Назовите?  (один красный, один желтый, один зеленый, всего три)

- сколько огоньков нам говорят: «Проезда нет!»? (Один-красный)

 

«Что изменилось?»

1-вариант. На доске - числовой ряд от 1 до 3.Дети закрывают  глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, они называют «пропавшую» цифру» и ребенок ставит ее в ряд. При повторном проведении игры цифру убирает кто-то из детей. (В первый раз следует убрать именно цифру 2, тк. дети должны увидеть границы числового ряда.)

2-вариант. Воспитатель: - Ребята,космонавты об этом очень мечтают,но в космосе это не растет. Выкладывает в ряд огурец, лук и капусту.Предлагает назвать овощи, сколько их, сравнить по цвету, по величине ( огурец маленький овощ ,капуста большая).

После этого задает вопросы:

-Который по счету огурец? Лук? Капуста?

Предлагает детям закрыть глаза. В это время он меняет местами овощи. Кокой теперь лук по счету? Который по счету огурец? И т.п.

Работа с раздаточным материалом.

(Детям раздаются наборные полоски и по три ракеты и три космонавта). Задания:

- расположить на верхней полоске две ракеты,

- на нижней полоске расположить три космонавта,

- каждому ли космонавту хватает ракет?

- чего больше?

- что необходимо сделать? (добавить ракету одну или убрать одного космонавта)

- чего теперь больше? (поровну)

- как еще можно сказать? (одинаковое количество ракет и космонавтов)

Воспитатель: -Космонавты хорошо физически подготовлены. Построились мои маленькие спортсмены.

Физкультминутка.

1,2-1,2- Влево, вправо голова,

3,4-3,4- Руки выше, руки шире,

5,6-5,6-Всем присесть,

7,8-7,8- Лень отбросим.

«Чудесный мешочек»

Мы чудесные мешочки,

Вам ребята, мы дружочки,

Очень хочется нам знать,

Как вы любите играть.

Примечание. (на столе лежат три мешочка одного цвета, в каждом из них лежат кубики с разным количеством: в одном один кубик, во втором два, в третьем три кубика).

Дети на ощупь определяют количество кубиков в мешочках. Называют, высыпают из мешочка, считают, определяют правильность ответа.

«Собери ракету из геометрических фигур»

Воспитатель:- Космонавты приготовили для нас последние задание. Сейчас я загадаю вам загадку, а ответ на нее (ракета) вы построите из своих фигур.

(Переддетьми три геометрических фигуры.Воспитатель предлагает назвать, по сколько фигур у каждого ребенка, как называются, какогоцвета.)

Загадка: 

Чудо птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

 

Правила работы:

- использовать все фигуры;

- их можно только прикладывать друг к другу;

- показывать, как делать нельзя.

Воспитатель: -Ребята я считаю, что мы уже скоро сможем совершить полет на ракете, на далекую планету «Всезнайка». Когда познакомимся  совсеми ее жителями. Поэтому я обещаю вам, что на следующих занятиях мы узнаем что-то новое. А какие цифры мы уже знаем? (один, два, три). Тогда давайте поиграем.

«Найди свою пару».

У одних детей карточки цифрами, у других карточки с кружками. По сигналу воспитателя дети находят свои пары, т.е. количество кружков должно соответствовать цифре. Дети объясняют, почему они так встали. После обмена карточками игра повторяется.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.