» » » Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных развивающих игр

 

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

посредством интеллектуальных развивающих игр».

«Мозг хорошо устроенный стоит

                                                           больше, чем мозг хорошо наполненный»

 М. Монтень

 В современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны активные, гармонично развитые, творческие личности.

 

Каждый дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Действуя в этом мире, ребенок становится творцом своих знаний. Его мышление включает в себя простые понятия: сравнения, группировка, классификация. Именно в игре ребенок учится таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Логическое мышление формируется в течение всего дошкольного возраста. Это более сложный вид мышления, требующий операций со схемами в уме, а играя с ребенком, можно ускорить процесс формирования интеллектуального развития.

 

Работая в старшей группе детского сада, мы решили попробовать и сочли возможным начать процесс формирования мышления посредством интеллектуальной игры с более раннего возраста.

Начали мы свою работу с диагностики, в результате которой выяснили:

 

Группа детей, с которыми мы работаем, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному.

Интеллектуальная игра в наших руках стала инструментом обучения и воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности, развивать инициативу, творческую  раскрепощённость  в коллективе, способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

 

Развитие мышление младшего дошкольника «вплетено» в практическую игровую деятельность настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета, мысли и действия с ним. Мы же в своей работе пытаемся развить способность у детей мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его. Малыши начинают соотносить слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой. Они учатся образовывать простейшие обобщения, начинают выделять общие свойства предметов. В момент игры дети рассуждают (вначале с помощью педагога) вслух, затем самостоятельно и про себя — вот тогда и появляется логическое мышление. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению мы ускорили путем специального организованного обучения. Мы предлагаем детям лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихинебылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления.

 

Например:

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел как на грядке

Овощи играют в прятки.

          Длинный красный огурец

          Под листочек свой залез

          А зелёная морковка

          В борозду скатилась ловко.

 

Словесная игра «Чересчур»: Дети должны ответить на вопросы воспитателя. Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот...) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть). Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает — будет много воды).

 

Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. Чем далее проникаем мы в работу детского интеллекта, тем более начинаем понимать сложность, глубину и напряженность детского мышления. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые: мы слишком много знаем, имеем слишком много готового знания, готовых мыслей. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться.

Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?»

 

Ребенок не может установить никаких связей с тем, что не имеется в его практическом опыте. Он не понимает, о чем говорится, не улавливает связей отдельных слов в целом предложении. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно, необходимо задать несколько вопросов и пояснить отдельные слова, образные выражения, изображенные предметы.Такая работа помогает детям установить разнообразные связи в воспринимаемом материале, развивать логическое мышление. Без знаний не может быть мышления, так как мышление есть оперирование знаниями, использование их для решения новых задач. Поэтому обогащение детей осмысленными и связными системными знаниями имеет огромное значение для умственного развития.

 

Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Например, при разговоре о погоде : «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?». Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. В оформлении у детей математических представлений мы широко используем занимательные по форме и содержанию дидактические игры и упражнения. Они отличаются необходимостью постановки задачи (найди, догадайся, сравни). При закреплении у детей пространственной ориентировки используем головоломки из палочек, карандашей, с чем дети достаточно хорошо справляются. Но стоит предложить большие гимнастические палки и построить любую фигуру, любой предмет на полу, дети теряются, боятся большого пространства. По этому, в области развития логического мышления и для тренировки мыслительной деятельности детей мы, начинаем  с раннего детства.  Мы заметили, что эффективным оно становится тогда, когда включаем речь ребёнка в любой вид организованной образовательной деятельности: в занятия и труд, в игры и наблюдения…  Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет большую роль в формировании мыслительной деятельности. Она обнаруживается в любой деятельности ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

 

Для развития воображения и памяти предлагаем предметы — заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: овощи-геометрические фигуры, утюг-брусок, градусник-футляр от фломастера, телевизор-коробка. Наличие бросового материала, позволяющего детям использовать в играх вместо игрушек и атрибутов, является общим требованием для всех технологий развития игры.

 

Мы обратили внимание, что не все игры и игрушки дают необходимую интеллектуальную нагрузку. Строительные материалы, пазлы, кубики, лото, конструкторы, служат детям дольше, чем другие игрушки, не надоедают им, только потому, что обладают большим разнообразием возможных комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения. А значит нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

 

Следует заметить, что организация развивающего обучения детей любого уровня связывается со специальными занятиями, на которых мы часто используем нестандартные дидактические средства и технологии:

 

Популярностью пользуются уникальные логические блоки Дьенеша-это материал для подготовки мышления детей к усвоению математики, помогает ребенку овладеть мыслительными операциями. Весь комплекс игр и упражнений — это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. Прежде чем начать работу с детьми, мы установили, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделали это так: предложили детям построить дорожки (из логических блоков) от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Одному ребенку предложили построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы ( оперирование одним свойством), другому — чтобы не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему- чтобы не было одинаковых по форме, цвету и размеру (оперирование одновременно тремя свойствами). Потом предложили детям по 1-2 упражнению. Например: показали кубик красный, маленький, тоненький. Если он не справляется, предложили предыдущее по сложности упражнение ( кубик красный, маленький), и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение задачи и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. (комментарий) Проверив таким образом каждого ребенка, мы получили достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это дало возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Играем на занятиях (по ФЭМП, лепке, аппликации, конструированию, рисованию) и во второй половине дня.(видео).

 

Игру В.В.Воскобовича «Весёлый квадрат» используем на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Данная игра появилась в группе из волшебного леса. Ребята долго её рассматривали. А на занятии мы познакомились с необычной сказкой, позволяющей нам самим стать волшебниками, превращать квадрат в животных, птиц, различные виды транспорта и в другие предметы.

По сюжету сказки маленький Квадрат отправляется в путешествие, он странствует в поисках своего дедушки Прямоугольника. Оба героя живут в стране Четырёхугольников. В нашей группе выделено место, где располагается данная страна, а рядом с ней находится страна Треугольников с разными по величине сторонами и углами. Дети быстро находят страну, где живут герои сказки, а затем объясняют, почему квадрат и Прямоугольник не могут жить в стране Треугольников. Среди геометрических фигур, расположенных в той или другой стране, находятся те, которые по своим свойствам не должны там быть.

 

Например, среди них появляется круг или овал. Дети замечают это несоответствие и объясняют, почему эти фигуры не должны находиться в том или ином месте. Во время занятий совместно мы успеваем сделать одну и две фигуры, в зависимости от сложности задания. Затем дети в свободной деятельности пробуют повторить упражнение.

 

Мы используем также игры Б.П. Никитина. Дети с удовольствием раскладывают круги разных цветов по заданию воспитателя. Составляют с нашей помощью квадрат из различных деталей.

 

Очень интересны детям геометрические игры, такие как мозаика «Кружок», мозаика «Овал» и «Геометрическая мозаика». Такая работа развивает наглядное мышление, воображение, фантазию и активизирует творческие способности.

 

Цветные палочки Кюизенера появились в нашей группе осенью, их доставили по почте сказочные герои. Дети с интересом рассматривали новую игру, пытались построить что-нибудь. Затем мы предложили ребятам пособие Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка». Оно красочное, яркое, сразу привлекло внимание детей. В пособии карточки располагаются от простого  к сложному, что позволяет постепенно усложнять задание, подбирать палочки разного размера и цвета. Стихи, написанные под картинками, хорошо воспринимаются детьми, наталкивают их на размышления и выкладывание сюжета из палочек.  Данная игра развивает мелкую моторику рук, процессы анализа и синтеза, способствует более яркому проявлению воображения.

Всем знакомо выражение: интеллект находится на кончиках пальцев.

 

Мелкая моторика и кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Упражнения проводим ежедневно. Для постепенного усложнения упражнений используем:

 

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами;

подключение движений глаз и языка к движениям рук;

подключение дыхательных упражнений

Используем следующие виды игр:

игры — манипуляции;

сюжетные пальчиковые упражнения;

пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;

пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга);

пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

театр в руке;

пластилинография;

аквагимнастика;

узоры из ниток (выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.);

упражнения с пипеткой;

упражнения с пинцетом (сортировка мелких деталей);

 «Волшебный мешочек» (определение на ощупь формы, количества обследуемых предметов активизирует мыслительную деятельность, восприятие);

«Чудеса прищепок»

Особую роль отводим играм с песком или «песочной терапии». Исходя из наблюдений, можем сказать, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивает бурную фантазию. Мы проводим упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют на «пианино»  и т.д.  Всё то, полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной. Рука, входящая в соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт — основу мышления. Так же мы используем:

 «Рисунки на манке»;

«сухой бассейн из круп»;

«разноцветный рис».

 

Говоря о раннем развитии ребёнка, мы не можем не сказать о самой популярной в мире и  проверенной временем методике Марии Монтессори. Эта методика привлекает родителей и нас педагогов тем, что не требует много времени на занятия с ребёнком, а полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств. Игры и упражнения Марии Монтессори не только обучают ребёнка, но и радуют его. Например: игра «Сними прищепки», требуются только бельевые прищепки, ребёнку прикрепляем на одежду несколько прищепок и чтобы их снять, малышу приходится принимать самые разные положения.  Игра,  которую предлагаем родителям «Сортировка предметов» (2 – 6 лет), из толстых цветных ниток длиной 50-60 сантиметров выкладываем на полу два, три круга, малыши по заданию взрослого сортируют самые разные предметы: пуговицы, ракушки, спичечные коробки, ластики, карандаши, шарики по цвету, размеру, форме.

 

Как результат нашей работы — эмоционально благополучная обстановка в группе положительно сказалась на соматическом состоянии детей. Уменьшилось количество тревожных детей. Показатели умственных способностей детей, касающиеся не только приобретённых знаний, но и генетически обусловленных, стали выше. У детей появился интерес к процессу обучения.

 

В ходе нашей работы мы поняли, что нельзя превращать жизнь детей в бесконечную гонку с препятствиями, ведь играя, дети не только развиваются, но и делают свою жизнь  интереснее. В игре  формируется внутренняя мотивация к обучению, они более дисциплинированны, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать своё мнение и рассуждать, кроме того вырабатывается привычка к самостоятельной работе.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.