» » » Исследовательский проект : «Что это-Война? Ветераны родного города»

Исследовательский проект : «Что это-Война? Ветераны родного города»

Актуальность темы исследования.

 Прошло 70 лет с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. В преддверии юбилея Великой Победы, объектом научного исследования стало изучение истории второй мировой войны, жизни ветеранов Великой Отечественной войны, оставшихся в живых. Летопись ратного подвига поколения победителей будет долго сохранять актуальность как могучий нравственный фактор, поучительный пример мужества, стойкости, самоотверженности, что также определяет и практическую значимость работы.

Гипотеза:  Ветераны – особые люди, они истинные патриоты.  Историческая память о войне и  солдат должна  жить, сохранятся и передаваться из поколения в поколение.

В получении  материалов, определяющих место и роль темы в системе воспитательной работы в детском саду, я поставила перед собой цель: изучить жизнь ветеранов и доказать - «никто не забыт, ничто не забыто».

В связи с этим, потребовалось решение некоторых задач:

-изучить литературу о Великой Отечественной войне;

-собрать материал о ветеранах войны, живущих в городе Усть-Лабинске;

-раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов;

-на примере воспоминаний  и жизни ветеранов войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения. 

объект: Научно – исследовательская работа была представлена воспитанницей старшей группы Ляшовой Арины, для более глубокого ознакомления с жизнью, оставшихся в живых ветеранов войны. Подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям.
Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Материалы, собранные мной послужили частью дошкольной экспозиции ко Дню Великой Победы. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделала вывод о том, что память остается жива, по сей день. 
Работая над данной темой, мы узнали, что в нашем крае было более 20.000 (тысяч) участника войны. Погибло и пропало без вести13. 484 человека. С победой вернулось лишь -  более 6.000 человек. А на сегодняшний день в нашем родном городе  осталось в живых только 88 ветеранов.


Пояснительная записка

В последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые уже известные праздники и появились новые, неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней. Все это формирует мировоззрение людей, накладывает отпечаток на вопросы воспитания дошкольников. Обязывает с особой  ответственностью подойти к вопросам нравственно-патриотического воспитания.                                                                                                           Для работников дошкольных учреждений вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, всегда актуален. Аксиоматично здесь положение о том, что патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры.                      В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Коллективы детских садов ищут возможности для плодотворной работы по нравственно - патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.                                                                                       Вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину обуславливает актуальность выбранной мной темы исследования: «Что это война? Ветераны родного города».

Цель нашего исследования: Определить эффективные методы и формы организации работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о защитниках Родины.

Гипотеза исследования: было предположено, что процесс формирования представлений о защитниках Родины у детей шестого года жизни будет эффективным, если использовать следующие формы организации работы: 

-чтение литературы и беседы с детьми на военную тематику;

-рассматривание картин из серии «Великая Отечественная война»;

-организация экскурсий к мемориалам, памятникам, в музей;

-организация встреч с ветеранами войны;

-обеспечение взаимосвязи ДОУ с семьями воспитанников.

Исследование   проводилось  в  несколько этапов.  

Первый этап: На данном этапе уточнялась цель, объект, предмет и исследования, определялись задачи, выдвигалась гипотеза, подбиралась педагогическая и методическая литература.

Второй этап: На формирующем этапе исследования мной подбиралась литература и средства изобразительного искусства из серии «Великая Отечественная война», разрабатывались темы бесед на военную тематику, организовывались экскурсии к мемориалам, памятникам, в музей и встречи с ветеранами войны. Организовывалась работа с родителями по патриотическому воспитанию.

Весьма важную роль в нашей работе играли чтение литературных произведении и организация беседы с детьми на военную тематику.  Доступные по содержанию и способные затронуть чувства детей литературные произведения, зарождали в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивали их духовный мир, уважение к защитникам Родины. Ни одно занятие по нравственно-патриотическому воспитанию не проходило без чтения художественной литературы и стихотворений, которые открывали и объясняли детям жизнь людей во время войны, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

После чтения произведений,  мы проводили анализ, чтобы дети могли понять и почувствовать их идейное содержание, художественные достоинства, чтобы образы произведений надолго запомнились и полюбились им. Вопросы в беседе были направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев, на раскрытие общественной значимости подвигов во время войны, взаимоотношений героев, обращали внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их подвиги.

Мной был оформлен книжный уголок, содержащий произведения художественной литературы о героях Великой Отечественной войны; исторические материалы о защитниках земли Русской.

Эмоционально воспринимать события войны детям помогало рассматривание картин из серии «Великая Отечественная война». Репродукции картин войны эффективно влияли на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка, помогали детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.

Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками при ознакомлении с защитниками Родины мы выбрали экскурсии к мемориалам, памятникам, в музей. Основная их цель – непосредственное знакомство с памятными местами, в ходе которых дети получали живые впечатления. Мы старались сделать каждую экскурсию яркой, эмоциональной, запоминающейся. Особенно большое впечатление на детей произвели экскурсии в Центральную часть города: экскурсии по улице Ленина и в краеведческий музей, в котором до этого был только один ребенок из группы (Ариша Ляшова). В музее мы посетили экспозиционный военный зал. Экскурсии в центральную часть города дали возможность познакомиться с памятниками воинам – победителям. Мы побывали у мемориала «Воинам-Усть-Лабинцам», погибшим в годы Великой Отечественной войны, у обелиска солдат погибших в афганской войне, у памятника В. И. Ленину. Мы рассказали своим воспитанникам, кому посвящены памятники, для чего сюда приходят люди, старались с помощью своих эмоций, своего отношения дать детям возможность почувствовать состояние людей, приходящих сюда. Дети внимательно слушали, задавали вопросы, возлагали цветы.

Перед экскурсиями, чтобы они были доступны и понятны детям, мы проводили с детьми предварительную работу, например, следующие беседы: «Что такое музей?», «Для чего создаются памятники?». Не потеряла своей актуальности и организация встреч детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда. В День Победы ветераны войны приходили к детям, и нами тщательно продумывается организация таких встреч. Дошкольники заранее приготавливали сувениры для ветеранов – самоделки, открытки, готовились к праздничному концерту.

Так, на праздник «День Победы» нами был приглашен Яценко Василий Григорьевич, он рассказал детям об участии в Великой Отечественной войне, предложил рассмотреть фотоальбом фронтовых лет, его награды и  рассказал о них. Дети рассматривали награды ветерана, поздравляли его, вручали сувениры, сделанные руками детей.

На встречах с ветеранами войны и труда у детей сформировались такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Такие встречи надолго оставались в памяти у ребят, они подводили детей к пониманию, что мы победили в войне потому, что любим свою Родину. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники – вся эта работа закладывала в детях представление о феномене войны. Мы стремились донести до детских умов и сердец мысль о том, что быть солдатом, защитником Родины почетно.

Планируя работу по формированию представлений о защитниках Родины, мы старались использовать наиболее интересные и результативные формы и методы работы  – экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждение детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).  Все они способствовали реализации обозначенной проблемы, однако, наиболее эффективным являлась использование их в единой системе.

Третий  этап:  обрабатывались и обобщались полученные данные,  анализировались и описывались результаты  работы, формулировались  выводы, разрабатывались методические рекомендации  для воспитателей ДОУ по изучаемой проблеме.

В работе с родителями мы старались учитывать их мнение, выслушивали предложения, пытались выработать общую точку зрения на решение данной проблемы. Мы рекомендовали родителям совершать прогулки по памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной, обязательно посмотреть вместе с ребенком праздничный  парад в День Победы, праздничный салют, объясняли, как важно показать детям нарядный праздничный город. Напоминали родителям, что ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелиска; дать возможность возложить к памятникам цветы. Нами обращалось внимание родителей на необходимость, показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет и рассказать  детям, за что они получены: ребенок должен гордиться ими, тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство.

Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически. Ее формами стали:

  1. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев Великой Отечественной войны, в сочетании с рассказом воспитателя о воинах-героях. Педагог должен учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков и т.д.;
  2. Экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны. Содержанием таких экскурсий могут стать: наблюдение с детьми ритуальных моментов, возложение цветов к памятнику, минута молчания, смена почетного караула, встреча с участниками войны – героями труда.
  3. Чтение художественной литературы – о защитниках Отечества, нашей Родины. Кроме произведений, известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;
  4. Использование технических средств обучения – слушание музыкальных произведений о Родине, армии в грамзаписи, просмотр фильмов, диафильмов, слайдов;
  5. Рассматривание фотографий и иллюстраций (они должны быть яркими и привлекательными), плакатов, открыток, репродукций, картин. Рассматривание картин должно сопровождаться объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным. Педагог может включить в свой рассказ факты и события из окружающей жизни, материалы из газет, отражающие жизнь армии ;
  6. Встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников). Воспитателю необходимо продумывать организацию таких встреч, рассмотреть награды ветеранов, поздравить и приготовить сувениры – самоделки, открытки, букеты из выращенных детьми цветов
  7. Самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке (это может быть приурочено к праздникам: 12 апреля – Дню космонавтики, 9 Мая – Дню Победы).

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.