«Азбука этикета»

Итоговые занятия из цикла занятий по столовому этикету.

 

Обучение детей подготовительной к школе  группы

диалогической речи посредствам

игровой образовательной деятельности по формированию навыков поведения за столом и столового этикета.

 Структура образовательной деятельности:

  1. Знакомство с видео телеграммой и гостем. Диалогическое общение.
  2. Сервировка стола.
  3. Развивающая игра «Правило наоборот»
  4. Дидактическая игра «Задачка на десерт»
  5. Работа с видео презентацией
  6. Загадки
  7. Игра для развития моторики рук « Фигурки из палочек»
  8. Игра с мячом на внимание «Вкусная геометрия»
  9. Рефлексия и анализ героя образовательной ситуации.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели и задачи поорганизации работы с детьми:

Цель:

Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.

Педагогические задачи:

Образовательные задачи:

  1. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; поддерживать диалог.
  2. Обучать детей вступать в диалогическое общение со сверстниками в процессе совместной работы;
  3. Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми и чайными приборами, пользоваться правильно салфеткой.
  4. Отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи.

Формирующие задачи:

  1. Формировать активный и пассивный словарь детей;
  2. Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности;
  3. Формировать этикетное поведения у детей дошкольного возраста.
  4. Продолжать прививать навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно есть.

Развивающие задачи:

  1. 1. Развивать умение красиво и правильно сервировать стол.
  2. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
  3. Развивать речевое внимание.
  4. Развивать память, зрительное внимание, мышление детей;
  5. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности;
  6. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений;

Воспитательные задачи:

  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем; стремление помогать.
  2. Воспитание этикетного поведения у детей.

Организация предметной среды 
Оборудование для педагога: кукла - мальчик  Митя, мультимедиопроект, презентация, мяч, скатерть, столовая чайная посуда на четыре персоны; стол,

Оборудование для детей:  карточки красного и белого цвета, счетные палочки, карандаши, раскраски.

 

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги  А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.

Работа над понятиями:  Этикет; «Посади свинью за стол, она и ноги на стол»; самовар, сырница, молочник, масленка, самовар, рассадка за столом, осанка, салфетки,  скатерть, порядок и чистота стола, сервировка стола, застолье, праздничный стол.

Беседы и занятия на темы: «Посуда и столовые приборы»,  «Как правильно накрыть на стол»,  «Застольное поведение», «Чайное чаепитие», «Правила поведения за столом».

Презентация «Обучение правилам этикета»

Видеовикторина «Этикет с малых лет!»

Закрепление содержания вне занятия: Постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Создавать необходимые условия.

Работа с родителями. Перед каждым занятием с родителями обговаривается вопрос о его оснащении. Привлечение родителей к процессу.

Обратить внимание родителей на культуру поведения за столом и культуру еды у своих детей. Задуматься над вопросами:

  • Как ест ваш ребенок?
  • Каково его поведение за столом?
  • Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками?
  • Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды?

Консультативный материал:

«Советы воспитателя  по организации питания детей дошкольного возраста»

«Увлекательная информация  для родителей воспитанников»

 

Ход образовательной деятельности

  1. Ведение в игровую ситуацию (организация детей)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как ваше настроение? Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла страннаявидеотелеграмма, вот посмотрите и послушайте (зачитывает)«Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста. Раньше я думал, что я мальчик, а оказалось что я поросенок. Что мне теперь делать?Как снова стать мальчиком? Скоро буду». (слайд 1)

Воспитатель: (удивленно) И даже не подписано, поэтому нам остается только ждать!... Ой, кто это за дверью, не решается войти? Здравствуйте, проходите, а мы вас уж заждались! Кто вы?

Кукла-мальчикМитя:(грустно) Здравствуйте. Меня зовут Митя.

Воспитатель: Расскажи скорее, что с тобой произошло?

Кукла-мальчикМитя:  Меня пригласили на день рождения, а я так люблю праздники с вкусным угощением. Я все время беспокоился, когда же будет угощение!? (стесняется)

  1. Создание проблемной ситуации, постановка цели,

мотивирование к деятельности.

Воспитатель: Что там дальше произошло? Мы с ребятами должны знать, иначе не сможем тебе помочь.

Митя:  Наконец-то всех пригласили к столу. (Весело) Я самый первый туда прибежал, всех растолкал,  (гордо) со всех тарелок себе угощенье сгреб, быстро все съел, а потом от стола отвалился да и положил ноги на стол! (удивленно) Но вдруг все ребята вокруг меня, стали смеяться. А потом вдруг кто-то один и говорит: «Да разве это мальчик? Это же просто поросенок!»

Воспитатель: Ну, а ты что же?

Митя:  Тогда я вскочил, испугался и убежал. А сам до сих пор думаю, почему на меня так сказали, что я поросенок? Ведь у меня же нет пятачка (показывает на нос), вот нос. И не копыта у меня (показывает на ноги), а самые настоящие ноги. А хвостика, который крючком, у меня и не было никогда.

Воспитатель: Ребята, может быть, вы догадались, почему все увидели в Мите поросенка, а не мальчика?

Дети:Потому, что он вел себя в гостях невоспитанно и не культурно.

Воспитатель: Даже, есть такая русская народная поговорка: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». Вот по этим признакам Митя, тебя и вычислили все гости. (слайд2)

Митя:  Но по-другому я не умею себя вести. Вы мне поможете, ребята?

  1. Проектирование решения проблемной  ситуации.

Воспитатель: Существуют специальные правила этикета –это правила поведения дома, в детском саду, на улице и то, как надо себя вести за столом во время еды. Ребята, что такое этикет?

Дети:Этикет – это слово означает манеру поведения, правила вежливости, принятые в обществе; как правильно здороваться, благодарить друг друга.

Воспитатель: Молодцы, пришла пора нам  рассказать Мите, о том каким должен быть этикет поведения за столом. Митя, вспомни, каким был стол в гостях?

Митя:Нарядный, хозяева достали для праздника лучшее столовое белье – скатерть, салфетки, а также приборы и посуду.

Воспитатель: Ребята,  я предлагаю накрыть стол. О чем надо помнить, когда ставишь на стол приборы? (слайд 3)

Дети: Посчитать сколько гостей, столько приборов ставить на стол.

Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Их всегда надо ставить на стол вместе: чашку на блюдце. (слайд 4)

Воспитатель: А зачем?

Дети: Тогда капельки чая не попадут на скатерть.

Митя: А для чего на столе сахарница, масленка, сырница и молочник? (слайд 5)

Дети:Сахарница для сахара, масленка для масла, молочник для молока

Воспитатель: И так, мы видим, что стол сервирован, как надо. (слайд 6)

  1. Актуализация знаний детей.

Игра «Правило наоборот»

Воспитатель:Ребята, я буду читать стихотворение. Кто заметит неверное поведение героя, пусть затопает ножками или покажет руками знак – запрещено. Я сделаю остановку, и мы все вместе разберем, что там оказалось неправильным.

Если приглашен ты в гости,

То явись туда ты первым,

Чтобы посмотреть квартиру,

Чтоб в игрушки поиграть.

А за стол садиться надо

На тот стул, что радом с тортом,

А вокруг своей салфетки

Наложи вокруг конфет.

Не забудь набрать с собою

Ты побольше угощенья.

И тогда ты этот вечер

Будешь долго вспоминать.

Воспитатель:Итак, с неправильным поведением мы разобрались, думаю, никто из наших ребят и ты Митя так себя вести не будите.

(Воспитатель приглашает присесть за накрытый стол троих детей и Митю.)

Воспитатель: О чем мы должны помнить, когда садимся за столом?Митя, а ты запоминай?

Дети: Локти не должны лежать на столе, только кисти рук. Спина должна касаться спинки стула. Ноги должны стоять под стулом и не кому не мешать. (слайд 7)

 

Игра «Задачка на десерт»

Воспитатель:Предлагаю вам поиграть.Я буду называть правила этикета, если вы  согласны поднимите карточку белого,  если не согласны покажите карточку красного цвета.

  • есть, и пить надо аккуратно;
  • Когда кушаешь, не забудь поболтать с соседом;
  • Не склонятся низко над тарелкой;
  • На столе должны лежать локти;
  • На столе лежат только кисти рук;
  • Если пользуешься ножом, то держи его в правой руке, а вилку в левой;
  • Суп ешь ложкой, а держи ее в левой руке;
  • Руки вытри об скатерть;
  • Качаться на стуле во время еды нельзя.

Воспитатель: Посмотрите, что за посуда изображена на слайде (8) . Как она называется.

Дети: Чайная. Чашка, блюдце, тарелка, ложка чайная. Чашечку ставим так, чтобы ее ручка смотрела вправо.

Воспитатель: Правильно, а вот справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке. (слайд 9)

Митя: А почему на столе стоят два чайника?

Дети: Большой - для кипятка, маленький – для заварки. (слайд10)

Воспитатель: Правильно ребята, но чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай. (слайд 11)

Митя: Что нужно сделать, чтобы наши костюмы не запачкались?

Дети: Надо на колени каждому из нас положить салфетку, которая лежит возле чашки. (слайд 12)

Воспитатель: Смотри Митя, берем салфетку, разворачиваем ее и кладем на колени. Обращали ли вы внимание на то, что в первую очередь вытирать салфеткой бумажной: губы или руки?  Как ты думаешь Митя, для чего нужны тарелочки возле чашечек?

Митя: Складывать на нее грязные салфетки?

Воспитатель: А вы ребята, что скажете?

Дети: Это  десертные тарелки для сладких блюд, для кусочка торта. (слайд 13)

Воспитатель: Торт нужно кушать ложечкой. Не следует, отламывать слишком большие кусочки пирога, есть его руками и не торопитесь. (слайд 14-15)

Митя: Но почему же, я так люблю, чтобы весь кусок пирога поместился во рту.

Дети: Желудку легче перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно. (слайд 16)

Митя: А если чай слишком горячий, как надо поступить?

Дети: Не торопиться его пить, так как можно обжечь губы и язык. Лучше налить его в блюдце или немного подождать.

Митя: Знаю, догадался, стараться громко не хлюпать чаем и не чавкать. Правильно друзья?

Воспитатель: Наверное, наш Митя исправляется.(предлагает детям присесть за столы)

Митя: Конечно, спасибо всем вам. И теперь я хочу поиграть с ребятами. Можно я загадаю ребятам загадки? (слайды 17-20)

Чего во рту не удержишь?(Кипяток)

Бел – как снег,В чести у всех.(Сахар)

В носу решето, одна рука, да и та на спине.(Чайник)

Сама не ем, а людей кормлю(Ложка)

Повару слава, который испек такой замечательный, вкусный… (пирог)

Митя:Здорово, вы молодцы, ребята.  А с таким заданием справитесь? Из цветных палочек разные фигурки выкладывать. Выложите, например торт или конфетку.

 

Воспитатель: Отлично справляетесь ребята.(предлагает сесть на коврик). Я предлагаю поиграть в игру «Вкусная геометрия». Я будуназывать продукт, бросая вам мяч. А вы, возвращая мне мяч,  назовете геометрическую  фигуру, на которую  похож этот предмет. После чего мы сверим с картинками на слайдах. (слайды 22-25)

Овал- огурец, яйцо, дыня, батон, конфета

Квадрат- печение, бутерброд

Треугольник- кусок торта, сыр,

Круг- арбуз, яблоко, апельсин,

Рефлексия и анализ героя образовательной ситуации.

Митя: Ребята, у вас в детском саду так хорошо. Вас всему учат. Мне одному такую науку -  как ЭТИКЕТ никогда бы самому не одолеть. Теперь, я понял, почему на меня сказали поросенок. И здесь совсем не, причем ни пятачок, ни копыта, ни хвостик крючком.Спасибо. Мне пора с вами прощаться. До свидания.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежат картинки.  Выберите картинку, на какого мальчика теперь похож наш Митя. Если вы считаете, что Митя изменился, выберите картинку с опрятным мальчиком и раскрасьте ее. А если думаете ,что он не изменился, раскрасьте картинку с не культурным мальчиком.

 

 

Воспитатель:  Ребята, как вы считаете, нам удалось помочь Мите?

Почему вы так решили?

Дети: Мы смогли привить Мите хорошие манеры поведения за столом. Познакомили с новым для него словом и понятием «Этика». Митя стал воспитанным, опрятным, аккуратным, вежливым.

Воспитатель: Спасибо вам всем ребята.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.