» » Подготовка ребенка дошкольника к участию в конкурсе чтецов

Подготовка ребенка дошкольника к участию в конкурсе чтецов



 Искусство обучения дошкольников выразительному чтению имеет некоторые особенности. Здесь ребенок овладевает навыками общения со зрителями, учится рассказывать о событиях, прошлого, участником которого не являлся, рассказывает «от себя» , «от я», с определенным отношением к событиям и героям. 
В художественном слове ребенок учится при помощи взрослого вскрывать и доносить смысл произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней духовную направленность – это та необходимая работа, которая формирует мировоззрение воспитанников.

Средства воздействия чтеца на аудиторию ограничены: они не выходят за рамки словесного действия. Но именно это ограничение предполагает особенно серьезную работу во всех компонентах словесного действия и требует тщательного анализа текста. Маленькому чтецу необходимо за лаконичными стихотворными строками увидеть живой человеческий облик героев, воссоздать во всей полноте предлагаемые обстоятельства, весь тот широкий, емкий «второй план», который скрывается за текстом.

Начиная вместе с ребенком анализировать выбранный текст по линии подтекста, мы углубляем и расширяем его знания о рассказываемом событии, мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор. В процессе разучивания стихотворного текста ребенок «присваивает» мысли автора.

Тренировка дыхания.

«Пастушок».Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе.

«Самолётик».Развести руки в стороны ладонями вверх, поднять голову вверх, глубоко вдохнуть. После чего сделать поворот влево и сказать: «Ж – ж – ж.» Встать прямо и опустить руки – это отдых перед следующим упражнением.

«Ветер».Вдохнуть воздух, затаить дыхание, положив руку на левую грудь. В таком положении находиться 30 секунд, затем изо всех сил выдохнуть. Делать можно 2-3раза.

Работа над дикцией, диапозоном  звучания, силой голоса, темпом речи. Всё это тренируется на скороговорках:

-  Король- орёл, Орёл – король.

- На горе, на горке горько ревёт Егорка.

- На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Вы малину мыли ли?  Мыли да не мылили!

 - Грабли сделал крабу краб:«Грабь граблями гравий, краб»

Подбор стихотворений для заучивания

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.

Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык.

Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна.

При заучивании стихотворений с детьми родитель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.

Сценическое искусство.

Предполагает огромный труд ребёнка. Его задача  непростая: надо привнести опыт собственного  восприятия, чувств, переживаний, зарядить ими слушателей.Упражнения по актёрскому мастерству должны оттачивать и внимание, и  воображение, и органичность поведения, и выразительность.

«Хомячок» (участвуют два ребёнка) Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо. А потом ребята, встав парами, мимикой хвастаются друг перед другом, у кого жвачка вкуснее.

«Рожицы» Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять обе брови. Опустить. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево.Пораздувать  ноздри. Пошевелить ушами. Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов,  поднять верхнюю губу и опустить её. Проделать то же с  языком, двигая имво  рту вправо, влево, вверх, вниз.

Рефлексия.  Ребёнок  должен уметь держаться на сцене, стремиться показывать свой талант, быть раскрепощённым. Уместно говорить о результатах выступления: первое впечатление учащегося - что получилось, что не вышло. По истечении нескольких дней совместно объективно оцениваем  возможности. Главное  -настроить ребёнка на  систему работы, которая принесёт высокие результаты.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.