Знаете ли вы темперамент своего ребенка?
Среди самых важных проблем для большинства семей остается каждод-невное поведение дошкольников. А если у нас ребенок слишком подвижен или.наоборот, непозволительно медлителен? В этих случаях возникают дополни-тельные трудности общения с малышом.
Решение проблемы: Итак, у нас с вами не ребенок с золотой серединой, а «шустрик» или -мямлик». Шустрик-это реактивный, гиперактивный ребенок. Мямлик - малыш с замедленной, флегматичной направленностью.
Мы, родители и общественные воспитатели, мыслим, действуем приме¬нительно к таким детям ситуационно. Типично это выглядит так; «Что ты все время бегаешь, остановись!», «Не вертись, посиди немножко!». «А ты все одеваешься, опять последняя». Итак - в первых случаях шустрик выглядит всегда непослушным, хулиганом, ну а мямлик слышит, что он всегда «после¬дний», «копуша». Причем многолетняя практика настоятельно убеждает в том, что и те и другие замечания и нравоучения не только бесполезны, но и вредны.
Давайте разберемся вначале с шустриками. Трудно с такими детьми всем, но особенно родителям: не сидит на месте, рассеянный, невниматель¬ный и беспокойный. Причин может быть много; тут и поражение цент¬ральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Нам, взрослым, трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что они сталкиваются с 3 основными трудностями:
Часть таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным?
Таким детям нелегко дается учение.
Особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму.
Предлагаем ряд практических советов, которые помогут родителям:
Главное - будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев - это нормальное явление, его можно контролировать.
Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были.
Избегайте непрерывных одергиваний и запретов -прекрати», «не смей», «нельзя» и т. д.
Отделяйте поведение ребенка, которое вам не нравится, от его личнос¬ти. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни.
Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз, чтобы ребе¬нок мог запомнить. Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. Уберите все лиш¬нее, простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем неукрашенной стены, создают условия для концентрации.
Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое вни-мание.
Дайте ему какое-нибудь поручение, обязательно следите за его выполнением, не забывайте поощрять.
Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не более двух-трех человек. Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны.
Согласуйте ваши действия с учителями вашего ребенка. Выполнение определенных предписаний очень важно. А теперь обратим внимание на мямликов. Это особый тип детей, который нуждается с самых ранних лет в каждодневной, терпеливой коррекции. Та¬кие дети выделяются в коллективе своей медлительностью, неторопливос¬тью. Тут играет роль и тип нервной системы, и раннее, не совсем правильное воспитание, чаще всего энергичных, быстрых мам. В возрасте от 3 до 6 лет, несомненно, нужна специальная общевоспитательная работа: где-то к 4 го¬дам полезно познакомить ребенка с часами, с пониманием времени. Нужно приобрести песочные часы и использовать их при одевании и раздевании ребенка, а также во время сбора игрушек. Очень хорошо в конкретном случае ребенка поощрить. Полезны различного рода соревнования и конкурсы взрос¬лых и детей: кто быстрее одевается, поест суп; допьет чай...
Особенно медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности:
Вешать одежду на место.
Гигиенические принадлежности содержать в порядке.
Обувь и одежду чистить по мере необходимости.
Следить за своим внешним видом.
Стирать свои мелкие вещи.
Содержать игрушки и свой рабочий стол в полном порядке.
Помогать взрослым: убирать посуду, подметать полы, выносить мусорит.
|